Проходка осуществляется с помощью тоннелепроходческого комплекса Lovat-RME375SE от восточного портала к западному, с одновременным возведением сборной железобетонной обделки. К 6-му апреля пройдено 1924 м подземной выработки. В тоннеле ведется сооружение водоотводных лотков и служебного прохода для обслуживающего персонала. Проходку нового тоннеля планируется закончить в июне 2013 года.
Тоннельщиками завершена проходка восьми сбоек штольни с новым тоннелем, проходка сбоек осуществлялась со стороны транспортно-дренажной штольни. На данный момент ведутся работы по вырезке проемов в постоянной обделке тоннеля и возведению постоянной обделки сбоек.
На подходах к новому тоннелю со стороны восточного портала от ст. Кравченко построено 5,8 км железнодорожных путей.
Новый Манский тоннель возводится в сложных горно-геологических условиях. Трасса тоннеля на участке врезки длиной 120 м.п. проходит в основном через раздробленные до щебня горные породы. Остальная часть тоннеля прокладывается в скальных грунтах, имеющих коэффициент крепости пород от f=16 до f=20 (максимум по шкале Протодьяконова).
На основе геологических данных, полученных в ходе подготовки к работам, ТПК Lovat-RME375SE был оснащен ротором для скальных грунтов, что создавало бы определенные трудности на начальном этапе проходки. Поэтому было принято решение пройти калотту на участке врезки горным способом с применением горнопроходческого комбайна.
В июне 2012 года, после проходки 120 м.п. калоттной части тоннеля, выполнения подготовительных и монтажных работ по сборке тоннелепроходческого комплекса, была начата проходка тоннеля при помощи ТПК Lovat-RME375SE (диаметр резанья 9,544 м). Сначала щитом было пройдено 120 м.п. штроссовой части тоннеля с дальнейшем ведением проходки на полное сечение.
Сооружение транспортно-дренажной штольни выполнялось в период с сентября 2007 г. по апрель 2010 г. щитовым и буровзрывным способами. Щитовым способом с помощью ТПМК Lovat RME-139 SE 21100 (диаметр режущей части 3,56 м) было пройдено 2166,2 м.п. штольни, одновременно шли работы по возведению сборной железобетонной обделки. Буровзрывным способом с возведением постоянной обделки из набрызгбетона было пройдено 300,74 м.п. подземной выработки. Общая протяженность штольни составляет 2470,934 м.п. В штольне оборудован плоский лоток для проезда автомобильного транспорта, необходимого для обслуживания основного тоннеля.
Новый Манский тоннель, общая протяженность которого по проекту составляет 2464,868 м.п., планируется ввести в постоянную эксплуатацию в I квартале 2014 года.
Сергей Сысоев / СК МОСТ
Фото: dedmaxopka.livejournal.com