Новости

  • |
  • Пресс-центр
  • |
  • Новости
  • |
  • Строительство порта Сабетта — крупнейший проект по развитию морской портовой инфраструктуры в России
Строительство порта Сабетта — крупнейший проект по развитию морской портовой инфраструктуры в России

Строительство порта Сабетта — крупнейший проект по развитию морской портовой инфраструктуры в России

Форум дноуглубительных компаний 2014

Форум дноуглубительных компаний, организатором которого выступило информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс», собрал в Москве ведущих российских и иностранных специалистов, а также представителей российских ведомств, заинтересованных в развитии морской портовой инфраструктуры. В работе форума приняли участие заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, представители Минприроды, Росморречфлота, Росприроднадзора, Росрыболовства, администраций портов, а также компаний, занимающихся проектированием и строительством портовой инфраструктуры и специальной техники. Эксперты обсудили проблемы российского законодательства и перспективы развития российской портовой индустрии. Одним из самых обсуждаемых проектов стало строительство арктического порта Сабетта.

Форум открыл заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, подчеркнув важность портовой индустрии для экспортно-ориентированной страны. По словам замминистра, Правительство РФ планирует в ближайшие 5 лет увеличить пропускную способность российских портов на 262 млн тонн. грузов. В настоящее время пропускная способность российских портов составляет 850 млн. тонн грузов в год. Модернизация портовой инфраструктуры будет связана главным образом со строительством крупных специализированных терминалов, ориентированных на обслуживание крупнотоннажных судов. «Все новые проекты связаны с дноуглубительными работами», – сказал Виктор Олерский.

Объемы дноуглубительных работ в портах России

По оценкам менеджера по развитию бизнеса компании Jan De Nul n.v. в России Дмитрия Реева, объем дноуглубительных работ при сооружении порта в Мурманске оценивается в 4,5 млн. куб. м, в Восточном-Находке – порядка 10 млн. куб. м, в Тамани – порядка 50 млн. Рекорды бьет Сабетта – в ходе дноуглубительных работ в Обской губе должно быть перемещено более 70 млн кубометров грунта.

Работы по строительству объектов морского порта Сабетта ведутся с 2012 года. Генеральный подрядчик – ОАО «УСК МОСТ». Заказчик строительства – ФГУП «Росморпорт». Проектная организация – ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». Субподрядные организации в 2012-2013 годах – компания «Jan De Nul n.v.», специализирующаяся на строительстве и поддержании морской инфраструктуры, ООО «Фертоинг», обеспечивающее инженерное и навигационно-картографическое сопровождение проекта, а также международный экологический фонд «Чистые Моря», проводивший экологический мониторинг дноуглубительных работ.

Строительство порта Сабетта

За два года работ в Обской губе был успешно завершен подготовительный этап. Создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, отметкой дна минус 12,4 м и акватория вспомогательных причалов. Это позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта. «В 2012 году работы велись в течение 48 календарных дней, с 29 августа по 15 октября, объем дноуглубительных работ составил чуть больше 1,5 млн. куб. метров, – отметил генеральный директор ООО «Фертоинг» Артем Мельников. – В навигацию 2013 года работы велись в течение 68 календарных дней, с 1 августа по 7 октября, дноуглубительных работ составил чуть больше 10,4 млн. куб. метров. Это гигантский объем. Получается, что за два месяца работ в Обской губе в общей сложности был перемещен грунт сопоставимый по объемам с четырьмя пирамидами Хеопса».

Строительство порта ведется в сложных климатических условиях, с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура. Период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий – не более 70 суток (август – октябрь). Как пошутил управляющий директор компании Jan De Nul n.v. Ян Питер Йозеф Де Нул, открывая Форум, «чтобы работать в условиях вечной мерзлоты, нужен инструмент получше, чем нож бармена для колки льда». В навигацию 2013 года дноуглубительный флот компании, состоявший из 18 специализированных судов, блестяще справился с поставленной задачей, пробил технологический канал на мелководье Обской губы, так что 23 октября 2013 года состоялась первая швартовка грузового судна «Инженер Вешняков» к построенным причалам морского порта Сабетта.

Дноуглубительный флот

На работах в Сабетте в навигацию 2013 года было задействовано почти два десятка кораблей. Три самоотвозных трюмных землесоса (Bartolomeu Dias, Al-Idrisi, Francesco di Giorgio), два фрезерных землесоса (Leonardo da Vinci и Niccolo Machiavelli), восемь шаланд с раскрывающимся корпусом (Le Guerrier, Boussole, De Bougaville, Amerigo Vespucci, Astrolabe, Tiger, L’Aigle, Pinta), три гидрографических катера (Gardian, «Гладиус», «Буревестник-780»), две завозни (DN 46 и Sandy), буксир Shoalbuster, а также понтон с двумя экскаваторами Hitachi EX 1200.

Дноуглубительный флот был специально подготовлен в Брюгге для работы в Арктике. Затем был переход в Мурманск, где флотилия ждала до 26 июля, пока сойдет лед.

По словам менеджера проекта «Сабетта» компании Jan De Nul n.v. Стейна Юресика, работы в Обской губе велись на мелководье, в узкой акватории, и нужно было приложить много усилий, чтобы строительство технологического канала не мешало транзиту судов грузового флота. «Один из самых сложных вопросов проекта – это координация усилий всех сторон», – добавил он. Необходимо было заранее зафрахтовать самолеты, чтобы доставлять экипажи, которые работали вахтовым методом, решить проблемы с доставкой продовольствия и топлива (еженедельно корабли дноуглубительного флота расходовали более 1 млн. литров горючего).

Сергей Сысоев / СК МОСТ

Посмотреть фоторепортаж