Новости

Строительство тоннелей в Новороссийске полностью завершено

Строительство тоннелей в Новороссийске полностью завершено

Строительство тоннелей в Новороссийске полностью завершено
Торжественное открытие движения. Южный портал Большого Новороссийского тоннеля. Малый Новороссийский тоннель.
Торжественное открытие движения. Южный портал Большого Новороссийского тоннеля. Малый Новороссийский тоннель.

Комплексная модернизация трассы на подъезде к Новороссийскому торговому порту длилась в течение 6 лет. За это время строители привели в соответствие с современными требованиями существующие подземные участки и построили два новых тоннеля и штольню. Работа велась в условиях действующего железнодорожного сообщения без перерывов на период реконструкции. В общей сложности в строительные работы было инвестировано 8 млрд. рублей.

– Мы понимали, какую берем на себя ответственность, принимая решение работать на действующей дороге, которая к тому же является единственной на данном направлении, – заявил Максим Донис, начальник Новороссийского производственного комплекса. – Строительство велось поэтапно. Сначала мы построили новые тоннели, чтобы переключить на них движение поездов, а потом провели реконструкцию старых. Это было интересно даже с познавательной точки зрения: сто с лишним лет назад применялись другие методы, предъявлялись другие требования к скорости и качеству проходки.

Новороссийская ветка железной дороги была сооружена во второй половине XIX века для улучшения транспортного сообщения южных провинций с центральными регионами страны. С ее появлением Новороссийск стал крупным торговым центром с развитой сетью междугородних и международных перевозок. Линия, проложенная в предгорьях Кавказа, до сих пор остается единственным железнодорожным путем, ведущим из Ростова к Новороссийскому торговому порту.

Северный портал Большого Новороссийского тоннеля. Северный портал Малого Новороссийского тоннеля.
Северный портал Большого Новороссийского тоннеля. Северный портал Малого Новороссийского тоннеля.

– Перед нами стояла задача создать единый транспортный комплекс, который соответствовал бы всем современным стандартам грузовых и пассажирских перевозок, – отметил исполнительный директор «УМГКР» Гордей Перервенко. – Южный регион стремительно развивается, и ему нужны дороги и тоннели самого высокого качества.

До начала реконструкции здесь было два подземных участка, построенных в 1888 году: Малый Новороссийский тоннель (389 м) и Большой Новороссийский тоннель (1389 м). За свою 120-летнюю истории тоннели повидали многое. Их дважды разрушали и восстанавливали во время Великой Отечественной войны – сначала наши солдаты, затем фашисты (последние их использовали для стоянки боевой техники). После войны тоннели испытывали на себе сотрясения от взрывов на карьерах близлежащих цементных заводов, в результате чего в каменной кладке появились трещины, сквозь которые начала просачиваться вода. К началу 2000-х годов стало ясно, что дальнейшая эксплуатация тоннелей невозможна и требуется скорейший ремонт.

– После тщательного изучения старых тоннелей мы пришли к выводу, что один из них – Малый – не пригоден для дальнейшего использования. Рядом с ним мы построили новый двухпутный Малый тоннель длиной 525 метров, а старый законсервировали и закрыли, – пояснил Максим Донис.

В отличие от старого Малого тоннеля старый Большой тоннель консервировать не стали. Рядом с ним построили новый Большой тоннель длиной 1628 метров. Потом, когда поезда пошли на новой колее, в старом тоннеле начали реконструкцию: изменили габариты, оставили один путь вместо двух, установили системы наблюдения. Длина его увеличилась на 238 метров.

Торжественный запуск в эксплуатацию всего новороссийского комплекса состоялся 3 июня 2011 года в присутствии Председателя Правительства России Владимира Путина, который отметил высокое качество работ. Как отмечают в РЖД, модернизация этого направления существенно увеличила пропускную способность участка Крымская – Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.

Светлана Устинович / СК МОСТ
Фото: Михаил Агафонов / СК МОСТ