Новости

Мосты наперегонки

Мосты наперегонки

Согласно рапортам амурских чиновников, проект создания моста Благовещенск — Хэйхэ после 20 лет обсуждений вышел на этап практической реализации. Парафированы концессионный договор и кредитное соглашение, предусматривающее выделение денежных средств китайским банком на всю стройку. В сухом итоге сооружение моста будет профинансировано из бюджетов Амурской области и китайской провинции Хэйлунцзян.

Сроки заявлены оптимистичные. На днях проектная документация должна поступить на экспертизу, до 15 июня ожидается заключение, ориентировочный срок начала строительства — июль 2016 года. Если так и пойдет — будет впечатляющая динамика, особенно на фоне «зависшего» железнодорожного моста в соседней Еврейской автономной области, российский сегмент которого уже несколько раз торжественно начинали строить, но дальше первого камня так не продвинулись.

От источника, связанного с организацией работ по возведению моста, корреспонденту EastRussia стало известно, что разработка проектной документации по проекту сегодня проходит достаточно успешно. Мост проектируется с тремя судоходными пролётами, которые будут иметь конструкцию 140 метров в длину при высоте опор 17 метров. Проектные решения одобрены на общественных слушаниях в Амурской области и утверждены Правительством региона. И это при том, что на этапе проектирования необходимо было гармонично сопрячь и соблюсти и российские, и китайские строительные нормы, что на объектах такой сложности — нелегкая задача.

В предыдущих итерациях, берущих начало еще в российско-китайском соглашении по строительству моста от 1995 года, объект виделся как совмещенный — и автомобильный, и железнодорожный. На сегодняшний день принято решение от железнодорожной части отказаться. Губернатор Амурской области Александр Козлов обозначил это как первый этап: «Первый этап реализации проекта предусматривает строительство автодорожного моста, второй — железнодорожного» — заявил Александр Козлов. По словам источника EastRussia, проектная документация учитывает принципиальную возможность строительства в будущем железнодорожной составляющей, но эта часть не включена в проект.

По мнению некоторых экспертов, опрошенных EastRussia, отказ от железнодорожной части моста хоть и удешевляет проект, но ставит под сомнение экономическую целесообразность его реализации. Предположения скептиков строятся на том, что российский экспорт в Китай автомобильным транспортом практически не возится, так что есть риск, что движение по мосту окажется преимущественно односторонним — из Китая. С этой точки зрения, как утверждают собеседники EastRussia, особого эксклюзива у моста не будет — автомобильные погранпереходы и так есть на Амуре, зимой по льду, летом паромом — выигрыш только в круглогодичной доступности и во времени, которое уходит на переправу.

При этом, как удалось выяснить EastRussia, если бы гипотетически была реализована совмещенная автомобильно-железнодорожная конфигурация — гарантий грузопотока тоже никто бы не дал. Так, по словам заведующего отделением развития транспортного рынка Института экономики и развития транспорта Алексея Замкова, уверенности в возможности совершения сколько-нибудь значимых объемов железнодорожных перевозок по маршруту Благовещенск — Хэйхэ нет.

«ОАО „РЖД“ на настоящий момент имеет исключительно концептуальные заявления Правительства Амурской области о наличии перспективной грузовой базы необходимой для эффективной реализации проекта строительства железнодорожного моста Благовещенск — Хэйхэ. Никаких обоснованных подтверждений заявляемых грузопотоков от компаний-грузовладельцев до настоящего времени в РЖД не поступало» — отметил Алексей Замковой. По словам эксперта, долгосрочные стратегические документы Минтранса России и ОАО «РЖД» не предусматривают железнодорожного движения по маршруту Благовещенск — Хэйхэ, хотя и акцентированы на интенсификацию железнодорожных грузопотоков в российско-китайских транспортно-экономических связях. При этом потенциал для развития есть у существующих железнодорожных погранпереходов Забайкальск — Маньчжурия, Гродеково — Суйфэньхэ и Махалино — Хуньчунь; значительные перспективы связаны со строительством железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян.